Киевляне смотрят на образование «по-совковому»

У киевлян сохранились основные представления об образовании, пришедшие еще со времен Союза. Так, жители столицы по-прежнему верят в собственное светлое будущее с дипломом, желательно государственного образца, не доверяя частным учебным заведениям. Более того, 57,1% киевлян убеждены, что государство недостаточно контролирует систему образования в Украине. Вместе тем, уже довольно значительное количество людей понимают, что основными заказчиками образования должны быть сами студенты (26,6%) и работодатели (20,9%), на государство в данном вопросе уповают 37,9% респондентов.

6Во времена Советского Союза сложилось несколько основных мифов об образовании, которые, как показало социологическое исследование, сохранились среди киевлян и до нашего времени. Именно от старшего поколения, которое прожило хотя бы часть жизни при советской власти, можно услышать наставления своим детям, мол, получишь диплом – устроишься на хорошую работу, «станешь человеком».

Именно о распространенности такого взгляда на жизнь и роли «корочки» в ней свидетельствует то, что практически все, кто имеет возможность получить высшее образование, зачастую любое, но желательно «престижное» (юрист, экономист), делают это. Так, 42,6% респондентов ответили, что они имеют высшее образование и еще 14,9% — неполное высшее. Около четверти (27%) киевлян ответили, что они имеют средне-специальное образование и лишь 13,3% киевлян удовлетворились средним образованием.

Данные цифры свидетельствуют, что для киевлян актуален социальный сценарий, которые предполагает, что после школы обязательно нужно поступать в ВУЗ или же на худой конец в колледж или училище. При этом отклонение от подобного социального сценария зачастую воспринимается детьми и их родителями как такое себе поражение, отклонение от общепринятых норм.

Интересно отметить, что, несмотря на критику всей системы образования в целом и ее отдельных компонентов со стороны как непосредственно учителей и преподавателей, так и экспертов, ЛОМов, сами киевляне сравнительно высокого его оценивают. Так, на вопрос о том, стало ли образование полезным для людей, 67,3% киевлян дали «позитивные» ответы. А так киевляне оценивают по 5-тибальной шкале учебные заведения разной категории:

Важную роль жители столицы отводят государству в сфере образования. Именно государство, как высший политический институт, еще в советское время сделало образование массовым и доступным, с течением времени доступным стало также и высшее образование. Сейчас государство, уже Украинское, несколько ослабило свой контроль за сферой образования. То есть, Министерство образования уже не может забраковать к примеру ту же политологию как «лженауку», но, тем не менее, именно оно составляет учебные программы, выдает лицензии ВУЗам и формирует госзаказ на специальности.

Логичным было бы сделать выводы, что хватка государства по-прежнему сильна в сфере образования, хоть оно уже и не имеет такого стратегического видения его и тенденций его развития, как это было раньше. Тем не менее, 57,1% киевлян считают, что контроль государства за сферой образования является «слишком слабым», 24% респондентов сочли его «достаточным» и лишь 9% — «слишком сильным».

5Соответственно, 37,9% жителей столицы считают, что именно государство должно быть основным заказчиком услуги высшего образования. Такое мнение имеет место быть, но подразумевает, что само государство имеет внятное представление о системе образования в целом и может предвидеть тенденции его развития или хотя бы идти в ногу со временем. Очевидно, что на сегодняшний день Министерство образования и науки Украины не имеет такого представления.

Беспомощность государства в сфере управления системой образования рождает у киевлян мнение о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Именно поэтому 26,6% киевлян ответили, что основным заказчиком услуги высшего образования должны быть студенты и еще 20,9% — работодатель. В тоже время 30,6% жителей столицы хотели бы получить высшее образование в странах Запада.

Данные цифры можно рассматривать как постепенное изменение общественных взглядов на образование в целом и роли государства в нем. По нашему мнению, это позитивная тенденция, что впоследствии может вылиться в развитие более эффективных и нестандартных методов образования, способов его получения, а, что самое главное, улучшения его качества. Но это все в светлом будущем, от которого мы отделены все еще доминирующими советскими взглядами на образование.

Комментарии закрыты.